Статистика регистра
на 16 сентября 2019
25 701
потенциальных доноров в отечественных регистрах
2
cтали реальными донорами
27.06.2019

Я в порядке?

Психопатологические аспекты пересадки костного мозга у детей



Мария Дармина,

руководитель исследовательского отдела Русфонда

Иллюстрация Нормана Роквелла
В восьмом выпуске бюллетеня для доноров костного мозга Кровь5 под названием «Дети» опубликован обзор исследований, касающихся психопатологических аспектов пересадки костного мозга у детей. В материале «Я в порядке?» собраны данные о том, как диагностика и лечение онкогематологических заболеваний влияют на характер и поведение ребенка.

События нашей жизни не уходят бесследно. Они становятся чем-то иным: приятным воспоминанием, горьким опытом, историей, которой хочется сразу поделиться или поскорее забыть. Смехом и слезами. Крыльями и пропастью. Открытием или тюрьмой. И было бы неправильно думать, что на все эти переживания способны только взрослые. На детей происходящие с ними события действуют точно так же. Но только вот если взрослые уже выработали себе стратегии спасения, то как со всем этим справляются дети – загадка. Как действуют на них те или иные события? Какие травмы могут нанести? Какие следы оставить в сознании? Тем более важно понимать это, если речь идет о настоящих проблемах, о страшных диагнозах, ставящих под сомнение саму природу жизни. Когда от безысходности отчаяние начинают испытывать даже взрослые люди. И проходит ли весь этот кошмар бесследно после выздоровления, если удается выкарабкаться и победить?

Не проходит. Исследования показывают, что, несмотря на растущие показатели выживаемости, пересадка костного мозга накладывает значительный отпечаток на эмоциональное здоровье, социальные навыки и когнитивные способности детей и подростков. Диагностика и лечение онкогематологических пациентов надолго отрывают их от привычной жизни: дома, школы, ежедневных занятий, друзей, – что вполне закономерно сказывается на социализации и эмоциональном развитии. В научной литературе дети, пережившие ТКМ, обычно описаны как более замкнутые, скрытные и менее общительные по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Считается, что постановка онкологического диагноза ребенку также влияет на формирование его идентичности, способность самостоятельно принимать решения, чувствовать себя независимым и самодостаточным.

Пагубную роль для психики играет еще и механика процедуры. Ведь детство и юношество – период познания собственного тела, его возможностей, это время попыток совладать с самим собой, привыкнуть к себе. Любое инвазивное вмешательство в этом возрасте может быть травматичным для психики и повлиять на физическое и половое созревание, что, в свою очередь, также отразится на эмоциональном здоровье.

В ходе различных исследований было установлено, что дети, пережившие рак, подвергаются более высокому риску возникновения чувства изоляции в обществе, развития нервных и тревожных расстройств, депрессии. У них часто была низкая самооценка и менее насыщенный образ жизни по сравнению со сверстниками.

Так, в одном финском исследовании сравнили 14 тыс. переживших рак подростков с их здоровыми братьями и сестрами. В результате у первых были выявлены разного рода психологические отклонения: нервные, тревожные, соматические расстройства, расстройства питания, нарушения в формировании собственной идентичности. В этом же исследования были определены основные факторы риска. Отмечалось, что расстройствам более подвержены девушки, те, кто прошел через химиотерапию, и те, кто был младше при диагностировании заболевания. В ряде других работ сообщалось, что значение также имеет вид трансплантации (аутотрансплантация, когда костный мозг пересаживают от самого пациента, или аллогенная трансплантация, когда костный мозг пересаживают от родственного или неродственного донора).

Что еще удалось выяснить исследователям, читайте в продолжении материала «Я в порядке?».
Twitter
comments powered by HyperComments