Статистика регистра
на 16 сентября 2019
25 701
потенциальных доноров в отечественных регистрах
2
cтали реальными донорами
6.09.2019

Посты, плакаты и сарафанное радио

Кто и как пришел к идее донорства костного мозга



Мария Дармина,

руководитель исследовательского отдела Русфонда

Мария Кочкина,

Кровь5

Джейми Уайет. Дома-близнецы. 1969. Иллюстрация: wikipedia.org
9 сентября выходит спецвыпуск бюллетеня Кровь5 «Совпадение». Там опубликована третья часть исследования «Мое я» – о том, кто и как пришел к идее стать донором костного мозга. В первой части речь шла о мотивации потенциальных доноров, во второй – об их характере и мировоззрении. Исследование проведено на средства президентского гранта. С апреля по май в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Перми, Волгограде, Иркутске и Тюмени потенциальные доноры Приволжского РДКМ давали интервью сотрудникам Кровь5.

В нашей работе «Мое я. Откровение» мы хотим рассказать, как люди узнают о том, что могут стать донорами костного мозга. Речь пойдет не об источниках информации, а о способах включения в тему донорства, путях, которые привели в регистр добровольцев.

1. Я узнал, потому что я медик. Многие узнали о донорстве костного мозга благодаря медицинскому образованию или работе в сфере здравоохранения. Собеседники рассказывали, что впервые услышали о заболеваниях крови и трансплантации костного мозга во время университетских лекций или уже на практике. Когда эти добровольцы пришли на донорскую акцию, они уже были готовы к тому, что их ждет.

2. Я узнал, потому что я донор крови. Большинство информантов однажды или несколько раз были донорами крови. Чаще всего вступить в регистр этим людям предлагали на станции переливания крови – или же они увидели сообщения о регистре в донорских интернет-сообществах, пабликах и чатах.

3. Я узнал, потому что интересуюсь благотворительностью. 70% опрошенных интересуются благотворительностью, и именно этот интерес помог некоторым из них стать потенциальными донорами костного мозга. Для этих добровольцев вступление в регистр – продолжение темы благотворительности, еще один способ помочь.

4. Я узнал, потому что прочитал в СМИ. Заметки в газетах и на сайтах, телесюжеты, посты блогеров, знакомых – еще один источник знания о донорстве костного мозга. Часто у информантов не было опыта альтруистического поведения, поэтому важную роль здесь сыграло доверие к источнику информации, который смог заинтересовать этой темой.

5. Я узнал, потому что услышал на лекции. Еще одна возможность – лекции, которые устраивают рекрутеры на предприятиях и в университетах. Например, Русфонд не так давно организовал крупную акцию совместно с «Росатомом» по привлечению доноров, по итогам которой более 300 сотрудников вступили в Приволжский регистр.

6. Я узнал, потому что мне рассказали. Опрос «Я, донор» показал, что каждый десятый человек, вступивший в регистр, узнал о донорстве от своих друзей, знакомых или родственников. В этом случае большую роль играет сарафанное радио, чаще всего речь идет о самых близких людях.

7. Я узнал, потому что увидел плакат. Добровольцы рассказывали, что впервые столкнулись с информацией о донорстве, увидев плакат или листовку регистра в своем городе. Интересно, что некоторые, увидев привлекательную рекламу, без раздумий участвовали в акции, а что такое регистр, выясняли уже потом – после сдачи крови на типирование.
Twitter
comments powered by HyperComments