Статистика регистра
на 13 ноября 2025
112 156
потенциальных доноров в регистре
579
заготовок трансплантатов
17.11.2025

Национальный РДКМ протестировал доноров на знание принципа анонимности

Фото Жанны Фашаян
Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова (Национальный РДКМ) предложил донорам из своей информационной базы пройти тест на знание принципа анонимности. Анонимность наряду с добровольностью и безвозмездностью относится к основным принципам донорства костного мозга. Было получено 150 ответов.

Большинство (91,2% ответивших) знают, что лично встретиться донор и реципиент могут только через два года после трансплантации. И что знакомство возможно только при желании обеих сторон. Абсолютное большинство протестированных доноров (97,1%) осведомлены, что два года – именно тот срок, после которого становится окончательно понятно, что пересадка донорских клеток помогла реципиенту.

Чуть больше половины респондентов (58,6%) понимают, для чего требуется соблюдение анонимности в донорстве костного мозга, остальные респонденты знают о некоторых обстоятельстах. Например, что анонимность позволяет избежать давления как со стороны реципиента и его родных (если требуется повторная пересадка клеток от донора), так и донора (если он потребует вознаграждения). А еще анонимность не допускает предвзятости опять же со стороны реципиента (если донорские клетки не прижились), так и от донора (если он готов сдать клетки только ребенку).

Около трети респондентов имеют представление о том, что делает регистр, чтобы обеспечивать анонимность донорства. Некоторые предполагают, что регистр обязывает донора и реципиента подписать документ о соблюдении принципа анонимности, – но в действительности это не так. Национальный РДКМ передает в трансплантационную клинику только ту информацию о доноре, которая требуется для пересадки, к ней не относятся такие персональные данные, как Ф.И.О., личные контакты. Помимо того, донору могут сообщить пол и примерный возраст его реципиента, но только после процедуры сдачи клеток. Эти меры помогают обеспечивать анонимность.

Больше половины ответивших (62,8%) знают, что, пока действует период анонимности, донор и реципиент могут через регистр обмениваться письмами, но не сообщая в них свои личные данные (Ф.И.О., возраст, место проживания). Больше трети (37,2%) в курсе, что пара донора и реципиента также через регистр может обмениваться и небольшими подарками (весом до двух килограммов), причем реципиенту из-за его восприимчивости к инфекциям после пересадки лучше дарить предметы, которые подлежат санитарной обработке.

У большинства (64,2%) есть понимание, что для соблюдения анонимности донору важно придерживаться определенных правил, если он собирается поделиться своей историей донорства в СМИ или социальных сетях. Во-первых, стоит согласовывать такие публикации с регистром, пока действует период анонимности. Во-вторых, в первые две недели после пересадки правильно вообще воздержаться от публикаций и не сообщать где-либо публично данных реципиента (возраст и пол), место и время сдачи клеток костного мозга.

Пройти тест на знание принципа анонимности можно по ссылке.

Публикация подготовлена с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.